Так сложилось исторически: преподаватель ПсковГУ Татьяна Хришкевич о профессии, хобби и путешествиях

 17.01.2022, 09:59

Сотни студентов, лекций и практических занятий: заведующая кафедрой всеобщей истории и регионоведения Татьяна Хришкевич преподает в Псковском государственном университете больше 20 лет.

В чем секрет педагогического общения, как знание истории помогает путешествовать, находить друзей и даже шить ретроаксессуары, – об этом и многом другом мы узнали у Татьяны Георгиевны.

 

Всемирная история

– Татьяна Георгиевна, какие дисциплины вы преподаете в вузе?

- За время моей работы я преподавала дисциплины, связанные в первую очередь с историей современной Европы. У каждого историка есть условно «свой период». Мой – это новейшая история Европы. Это такие предметы, как «Актуальные проблемы современного европейского региона», «Внешняя политика стран европейского региона», «Повседневная жизнь европейцев в новое и новейшее время».

– Почему вы выбрали именно это направление работы?

- После защиты кандидатской диссертации в 2002 году появилось место преподавателя на кафедре всеобщей истории. А потом открылось направление «Зарубежное регионоведение». Это был совершенно новый и очень интересный опыт.

Поскольку область моей научной специализации - ФРГ, а Германия – один из лидеров Евросоюза, я начала вести дисциплины, связанные с развитием современного Европейского Союза. В исследовании темы и преподавании очень помогло знание немецкого языка. Поэтому, как мы любим говорить, «так исторически сложилось».

– Вы также являетесь старшим научным сотрудником центра комплексного изучения проблем региональной безопасности. В чем заключается ваша деятельность?

- Центр работает на базе Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций ПсковГУ уже около двух лет, мы занимается научно-исследовательской деятельностью, вопросами, связанными с изучением проблем безопасности в контексте всемирной истории, современной Европы. В поле моего интереса - современная Германия.

У нас ведется большая работа в этом направлении, мы публикуем научные статьи и сборники,  занимаемся организационной деятельностью. В 2020 году сотрудники Центра приняли участие в организации Всероссийского общественно-научного онлайн-форума «Дихотомия войны и мира: приграничные регионы в переломные исторические эпохи», в 2021 году Международного научно-просветительского форума «Россия-Германия в образовательном, научном и культурном диалоге».

 

Энергия аудитории

– Что вам больше всего нравится в работе с молодежью?

- Наверное, как и все преподаватели, из общения со студентами я черпаю вдохновение. Это то, что воодушевляет, даёт невероятную энергетику. И процесс должен быть взаимным. История – это наука, к которой нельзя оставаться равнодушным, поэтому так важно «наэлектризовать» лекцию, а это не получится сделать, если нет контакта и эмоций. Один раз на лекции, когда я очень увлеклась очередным сюжетом, один студент заметил: «Такое впечатление, что вы там лично присутствовали». Думаю, так и должно быть в работе с молодежью – взаимная увлеченность предметом.

Когда начинаются первые занятия по новейшей истории, я всегда говорю одну и ту же фразу: «Мы будем изучать Францию, Великобританию, Италию, Испанию, США, но про Германию вы будете знать больше. Просто потому, что про нее буду чаще рассказывать». Когда что-то изучаешь, тебе это интересно, то стараешься погрузить в это студентов.

– Как вы находите общий язык со студентами?

- Это не секрет, не хитрость и не прием. Это уважение к студентам и разговор с ними как с равными. Еще нужно стараться вникнуть в их проблемы, не отмахиваться, прислушиваться к ним.

А в преподавании немного помогает понимание того, что любой преподаватель – чуть-чуть актер, кафедра – сцена, аудитория – театр и общение с залом. Это особенно важно в истории, где перед студентом проходят эпохи, люди, события. Поэтому важен еще дар рассказчика.

– Есть ли у вас какие-то интересные истории из преподавательской практики?

- Историй чрезвычайно много, потому что на протяжении 16 лет я была заместителем декана исторического факультета по воспитательной работе. Все они связаны с внеучебной жизнью студентов, совместными поездками. За эти годы случалось много чего, но, наверное, это «не для печати».

 

«Вы что-то знаете!»

– Раз вы любите историю и современную Европу, то, скорее всего, любите путешествовать.

- Это точно!

– Где вам удалось побывать?

- Это долгий рассказ. Я была в Эстонии, Латвии, Украине, Белоруссии, Болгарии, Румынии, Молдавии, Финляндии, Швеции, Польше, Чехии, Бельгии, Нидерландах, Германии, Франции. Много ездила по России.  От центральной Европы до северной я проехала почти все. К сожалению, из-за пандемии не успела добраться до Италии.

Для того, чтобы объяснить студентам, как произошло то или иное событие, нередко хорошо бы самому увидеть, где конкретно оно было. Простой пример. Что может представить студент, услышав о «Пивном путче», который случился в 1923 году в Германии? В нашем восприятии пивная – это некий условный подвальчик с тремя столиками, за которыми умещается человек 10-20. Неверное понимание того, как выглядит настоящая немецкая пивная, например «Бюргербройкеллер», в которой собирались политики, может привести к неверному пониманию масштабов событий. На самом деле немецкие пивные могут быть довольно большими, с гигантскими деревянными столами, каждый на 10-12 мест и вмещающими 1-2 тысячи человек. А значит в ноябре 1923 года уже не 20 человек пошли на митинг, вырисовывается совсем другая картинка. Мне помогает то, что я была в Мюнхене, видела эти места.  

– Случались ли с вами забавные истории во время поездок?

- В путешествии в Вену я оказалась в одной группе со студентами-психологами из СПбГУ. Это были очень увлеченные своим предметом ребята. Во время летних каникул они вместе со своим преподавателем поехали по местам Фрейда и Юнга.

Во время поездок любой заинтересованный путешественник задает гидам много вопросов. Я долгое время молчала, вопросов не задавала, потому что и так знала многое, но в какой-то момент они у меня возникли и вот по этим вопросам ребята поняли, что я, видимо, «в материале». На одной из остановок они меня просто «прижали» к стенке со словами «Вы что-то знаете!». И дальше на каждой остановке они просили рассказывать о тех местах, мимо которых мы проезжали, какие события там происходили. Обратно мы ехали на поезде, человек десять набилось в мое купе со словами «Рассказывайте!». Вот так и путешествую.

– Чем еще любите заниматься в свободное время?

- Помимо политической и социальной истории Европы, я изучаю повседневную картину жизни европейцев, особенно погружена в тему моды, в частности, костюмов XIX-XX веков. Отсюда моё увлечение - шитье аксессуаров.  Это расшитые бисером женские сумочки в стиле 20 годов ХХ века.

– Чем в вашей работе жизни вы гордитесь?

- Гордость есть разная. В личном плане, например, я горжусь сыном. Он учится в магистратуре нашего вуза, недавно занял 3 место в конкурсе «Умник».

В профессиональном плане горжусь своими бывшими студентами, выпускниками истфака. Наверное, я могу испытывать гордость, что состоялась как преподаватель, воспитала плеяду прекрасных студентов, объединенных общими целями, ценностями, и, конечно, любовью к истории. Они стали достойными людьми, которыми я восхищаюсь.





Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
      вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!